Центробанк готовит законопроект, который обяжет банки собирать биометрические данные своих клиентов с их согласия. Все полученные сведения будут вноситься в единую базу. Как сообщали федеральные СМИ, близкие к источнику, регулятор всерьез задумался об упрощении процедуры идентификации клиентов банка с помощью биометрии.
Споры о необходимости или избыточности такого решения ведутся уже несколько лет. Первоначально банки рассматривали идею опознания клиентов по отпечаткам пальцев. Теперь некоторые воодушевлены идеей голосовых команд и изображения лица.
Как может измениться жизнь простых нижегородцев после принятия такого закона, как к этому отнесутся банки, порталу BankNN помогли узнать специалисты нижегородского филиала РАНХиГС.
Не ударит только по инициаторам
Идею сбора биометрии поддержали только несколько топовых банков, которые и вошли в рабочую группу. По понятным причинам, акулам рынка, которые принимают участие в разработке проекта, выгоднее делать что-то под себя. А вот маленьким региональным банкам новый закон, если будет принят в том варианте, который гуляет по СМИ сейчас, придется несладко.
«Идея, конечно, будет поддержана теми банками, которые вошли в рабочую группу - это Сбербанк, ВТБ, Бинбанк и Россельхозбанк. Для остальных банков новации могут быть «плачевными»: не желаете внедрять, будет повод для дополнительных проверок и лишения лицензии. Поскольку не все банки готовы делать такие инвестиции в оборудование, сопровождение, обеспечение безопасности», - рассказала корреспонденту BankNN Светлана Соколова, кандидат экономических наук, преподаватель Регионального методического центра по финансовой грамотности НИУ - филиала РАНХиГС.
Жизнь облегчит
Эксперты, поддерживающие этот законопроект, заявляют об удобстве и скорости предоставления банковских услуг – идентифицировать человека будет намного проще, а значит, всю информацию обработать быстрее. Наличие эффективного и точного способа опознать клиента у банка дадут возможность предоставлять услуги в режиме онлайн.
«Для граждан, будет проще и быстрее получить любую банковскую услугу, потому что предлагаемые новации, смогут это позволить. Свою личность гражданам можно будет подтвердить дистанционно, чтобы совершать юридические действия без предъявления паспорта или иных удостоверяющих документов. К примеру, чтобы стать клиентом любого банка не надо будет идти в офис, также, не выходя из дома, можно будет получать государственные и иные услуги», - рассказал о перспективах такого закона преподаватель Регионального методического центра по финансовой грамотности НИУ - филиала РАНХиГС Ольга Малыгина.
Скепсис
Однако у нижегородских экспертов вызывают вопросы внедрение этого проекта в существующую законодательную базу. Кроме того, среди россиян еще очень много людей «старой закалки», скептически относящихся к любым нововведениям. Поэтому биометрия может быть применима лишь к части взрослого населения, но эффективно ли тогда ее внедрение?
«Во-первых, законодательство о персональных данных никто не отменял, а, наоборот, с 2017 года требования ужесточены. Во-вторых, в России достаточно большая категория граждан, которые предпочитают видеть того, кто оказывает услуги; слышать, что ему сказали и не пользуются интернет-ресурсами для получения банковских услуг. Есть понятие российский менталитет, загнать в рамки международных принципов и правил – не все возможно», - заметила Светлана Соколова, кандидат экономических наук, преподаватель Регионального методического центра по финансовой грамотности НИУ - филиала РАНХиГС.