Получить кредит или открыть вклад на крупную сумму и ни разу не сходить в банк – что-то из области фантастики. Однако эта фантастика скоро превратиться в реальность. На законодательном уровне система удаленной идентификации клиентов, которая позволит людям отказаться от посещений банковских отделений, начнет работать в тестовом режиме уже этим летом. План по внедрению выпустил главный финансовый регулятор страны.
В своем плане по развитию финансовой системы России Центробанк уделил особое внимание введению и урегулированию удаленной идентификации клиентов. Документ гласит:
Создание и развитие платформы для удаленной идентификации позволит перевести финансовые услуги в цифровую среду, повысить доступность финансовых услуг для потребителей, в том числе людей с ограниченными возможностями, пожилого и маломобильного населения, а также повысить конкуренцию на финансовом рынке. Создание платформы для удаленной идентификации обеспечит дистанционное получение услуг физическими лицами с использованием единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) и биометрической системы. В рамках первого этапа будет реализована возможность дистанционного предоставления кредитными организациями услуг по открытию счетов, осуществлению переводов и выдаче кредитов клиентам – физическим лицам без их личного присутствия
Как это будет выглядеть на практике, порталу BankNN рассказал директор РЦ Волжский Александр Грицай.
Какая польза от новой системы идентификации для нижегородцев?
Удаленная идентификация позволит значительно сократить свои временные затраты, а также исключит географический фактор из критериев, влияющих на выбор клиента.
Поможет ли это маломобильным, но технологически неподкованным гражданам, не имеющим доступа к интернету?
Развитая система дистанционного обслуживания сегодня является скорее нормой, чем ключевым конкурентным преимуществом. В гонке за качественного клиента сейчас выигрывают банки, предлагающие понятные продукты с максимально выгодными и гибкими условиями. И речь идет не только о размере процентной ставки, но и о способах получения услуг. Частично эта задача сегодня решается при помощи мобильных банкиров, которые, по желанию клиента, для оформления документов могут приехать к нему в офис или домой.
Как будет проходить процедура идентификации?
Для включения персональных данных в Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) человеку нужно будет один раз пройти очную идентификацию в аккредитованном банке или госучреждении. После чего он сможет обратиться за получением услуги в любой банк, находящийся на территории России без привязки к географическому местоположению. Для подтверждения личности клиента финансовое учреждение будет самостоятельно обращаться к базам ЕСИА.
Как банки смогут заработать на этой процедуре: что будет платно?
Основная выгода, которую получат банки – расширение активной клиентской базы за счет вовлечения клиентов из населенных пунктов, в которых по тем или иным причинам нет отделения банка.
Как идентификация повысит конкуренцию на рынке?
Введение удаленной идентификации станет прорывом, которое может радикально изменить распределение сил на рынке финансовых услуг.
Райффайзенбанк входит в состав рабочей группы Банка России по этому проекту и на данный момент ведутся активные работы для его претворения в жизнь. Для этого необходимо решить сложнейшие технические и правовые вопросы. Одновременно с тестированием системы биометрической идентификации клиента, идет разработка необходимой юридической базы. Если пилотные испытания пройдут успешным, то в скором времени удаленная идентификация станет доступна всем.