Нижний Новгород
06 февраля
USD ЦБ
96,91 -1,15
EUR ЦБ
100,68 -2,25
Нефть
80,45 +6,34
Золото ЦБ
8 945,76 -18,70
18+

О факторинге - просто

30.03.2012
0

Чем факторинг отличается от классического кредитования и является ли альтернативой ему? В среду, 28 марта, этот вопрос обсуждали руководители крупных организаций Нижегородской области, факторинговых компаний и банков, оказывающих данную услугу.

Если Вы закупаете/продаете товар с отсрочкой платежа и оказываете услуги с отсроченной оплатой, то факторинг — именно то, что позволит Вам комфортно решить те задачи, которые возникают на том или ином этапе торгово-производственного цикла. Пожалуй, это самая популярная фраза для рекламирования и разъяснения сути факторинга. Действительно, данный финансовый инструмент весьма удобен, иначе у него была бы значительно более короткая история существования. По ряду данных факторинг – один из старожилов финансового мира: его отдельные черты находят и в Римской Империи, и в эпоху царя Хаммурапи, 4000 лет до н. э., когда торговцы применяли его в своей деятельности. История развития факторинга в России насчитывает лет 20, из которых лишь 5 последних лет можно по-настоящему считать годами развития рынка. Причем, достаточно интенсивного. По крайней мере, специализированные сайты рапортуют, что сегодня российский факторинг переживает поистине золотые времена – из ранее экзотического, мало кому знакомого продукта он становится все более "обыденным" инструментом повседневной финансовой деятельности организаций. Рынок, по оценкам некоторых специалистов, растет бешеными темпами – чуть ли не в разы. Сегодня не только крупный бизнес, но и в значительной степени средний и мелкий могут попробовать эту услугу. Расширяется и географический охват рынка – факторинг все больше идет в регионы.

И тем не менее, на таком благополучном фоне складывается парадоксальная ситуация – нижегородские эксперты отмечают, что в области факторинга наблюдается невысокий образовательный уровень со стороны его потенциальных пользователей. "Я встречал немало клиентов, которые либо мало знают о факторинге, либо плохо разбираются в нем, - отметил на встрече генеральный директор ЗАО "Неолит" Владимир Ванин. – Я считаю, что это следствие недостаточной популяризации продукта и просвещения населения по данному вопросу. Хотелось бы от банков и факторинговых компаний больше действий, предпринимаемых в этом направлении".

В свою очередь, по оценке директора Нижегородского представительства Национальной факторинговой компании Сергея Уханова, возможности использования факторинга компаниями тормозят три основных фактора: а) неверное понимание услуги факторинга, его преимуществ и задач, которые он решает; в) недостаточная осведомленность бизнеса касательно общего состава услуг факторинга; с) необходимость досконально выстроенного бизнес-процесса компании-потребителя. "Сейчас слово "факторинг" в понимании бизнеса несколько искажено, - сказал Сергей Уханов. - Большинство участников и потенциальных клиентов на данном рынке понимают под этой услугой исключительно один из ее продуктов – регрессный классический факторинг. Да, факторинг — это равный комфорт поставщика и покупателя, поскольку решения факторинговой компании или банка, оказывающего эту услугу, устраняют существующую дилемму "поставщик хочет предоплату — покупатель хочет отсрочку" с помощью финансирования и закупок, и отгрузок. Но это не единственная выгода для сторон — факторинг решает также ряд задач, которые возникают у торговых и производственных компаний, работающих с отсрочкой, и компаний, оказывающих услуги с отсрочкой платежа. Это целая линейка продуктов".

Что же касается бизнес-процесса, то по словам Сергея Уханова, здесь надо понимать всю трудоемкость его формирования и необходимость тщательной постоянной работы с ним. Но если бизнес-процесс четко выстроен, то от факторинга определенно будет польза. "Мне также не нравится определение факторинга как альтернативы кредитованию, - подчеркнул директор Нижегородского представительства НФК. - В каких-то "точках" они пересекаются, взаимно заменяются, но все-таки решают разные задачи. Я также не согласен, что нижегородский бизнес мало использует факторинг. Если мы будем сравнивать долю факторинговых операций в России и на Западе, то разница окажется существенной. Но не стоит забывать, что в нашей стране эта услуга растет в объемах. Конечно, принципиально важно разъяснять действующим и потенциальным клиентам принципы и суть факторинга. Как я уже упомянул, более широкое понятие предусматривает определение факторинга как комплекса услуг по работе с дебиторской и кредиторской задолженностью компании, направленного на развитие. Мы сейчас вводим более интересный термин, характеризующий использование этой услуги на всех этапах деятельности компании: на этапе закупок, в производстве – на этапе финансирования заказов, непосредственно в продаже. Мы называем все это финансовой логистикой и подразумеваем синхронизацию товарно-сырьевых и денежных потоков компании".

Но потенциальное понимание всех выгод факторинга со стороны компании-потребителя - еще половина дела. Важна ее открытость и ее дебиторов для факторинговой компании. Хотя, по замечанию участников встречи, практика последних лет демонстрирует в этой области положительную тенденцию – бизнес становится прозрачнее, рост факторинговых услуг увеличивается. "Факторинг появился не вчера. Например, Промсвязьбанк действует в этом направлении по России с 2002 года, в Нижнем Новгороде мы – с 2005 года. Этим обслуживанием пользуются и весьма активно, - подвел один из итогов собрания заместитель начальника управления продаж в филиальной сети "Промсвязьбанк" Антон Дорогов. – Также нет оснований говорить, что факторинг недоступен для малого и среднего бизнеса. Существуют различные категории банков и факторинговых компаний: кто-то работает исключительно с крупными игроками, а кто-то ориентирован на малый бизнес".

Участники также выразили общее мнение, что основными конкурентными преимуществами банков и факторинговых компаний сейчас должны быть новые продукты, технологичные идеи, рост качества обслуживания клиентов и стабильность ставок.  

Встреча руководителей проходила в рамках специального проекта "Совет директоров", организованного журналом "National Business – Нижний Новгород". Традиционно в проекте принимают участие самые значимые игроки рынка, а также представители властных структур, контролирующих и регулирующих органов. Своим бизнес-опытом на предложенную тему за круглым столом NB делятся известные предприниматели и топ-менеджеры нижегородских компаний.

Участники прошедшей встречи:

  1. Сергей Николаевич Уханов, директор Нижегородского представительства Национальной факторинговой компании.
  2. Андрей Валерьевич Плотников, заместитель управляющего ФКБ "Петрокоммерц" в Нижнем Новгороде.
  3. Антон Борисович Дорогов, заместитель начальника управления продаж и филиальной сети "Промсвязьбанк".
  4. Анастасия Александровна Кузнецова, руководитель группы факторинга Приволжского филиала "Промсвязьбанк".
  5. Алексей Валентинович Рудым, региональный директор OCS-Поволжье.
  6. Алексей Павлович Кулемин, финансовый директор OCS-Поволжье.
  7. Валерий Павлович Терехов, генеральный директор ГК "Эван".
  8. Ирина Владимировна Симонова, финансовый директор ООО "Компания "Волга".
  9. Наталья Борисовна Осипова, коммерческий директор ООО "Сталькров НН".
  10. Александр Владимирович Пистонов, генеральный директор "Агентство Владельческого Консалтинга".
  11. Владимир Игоревич Ванин, генеральный директор ЗАО "Неолит".
  12. Алексей Вячеславович Гуськов, финансовый директор ГК "Агат".
  13. Наталья Владимировна Хабузова, начальник финансово-экономического отдела ООО "ТД СОЛЛЕРС НН".
  14. Анатолий Юрьевич Терещенко, директор по развитию "Автоплюс 52".
  15. Валерий Константинович Браун, главный редактор журнала National Business.

При использовании материалов ссылка на banknn.ru обязательна