Чем факторинг отличается от классического кредитования и является ли альтернативой ему? В среду, 28 марта, этот вопрос обсуждали руководители крупных организаций Нижегородской области, факторинговых компаний и банков, оказывающих данную услугу.
Если Вы закупаете/продаете товар с отсрочкой платежа и оказываете услуги с отсроченной оплатой, то факторинг — именно то, что позволит Вам комфортно решить те задачи, которые возникают на том или ином этапе торгово-производственного цикла. Пожалуй, это самая популярная фраза для рекламирования и разъяснения сути факторинга. Действительно, данный финансовый инструмент весьма удобен, иначе у него была бы значительно более короткая история существования. По ряду данных факторинг – один из старожилов финансового мира: его отдельные черты находят и в Римской Империи, и в эпоху царя Хаммурапи, 4000 лет до н. э., когда торговцы применяли его в своей деятельности. История развития факторинга в России насчитывает лет 20, из которых лишь 5 последних лет можно по-настоящему считать годами развития рынка. Причем, достаточно интенсивного. По крайней мере, специализированные сайты рапортуют, что сегодня российский факторинг переживает поистине золотые времена – из ранее экзотического, мало кому знакомого продукта он становится все более "обыденным" инструментом повседневной финансовой деятельности организаций. Рынок, по оценкам некоторых специалистов, растет бешеными темпами – чуть ли не в разы. Сегодня не только крупный бизнес, но и в значительной степени средний и мелкий могут попробовать эту услугу. Расширяется и географический охват рынка – факторинг все больше идет в регионы.
И тем не менее, на таком благополучном фоне складывается парадоксальная ситуация – нижегородские эксперты отмечают, что в области факторинга наблюдается невысокий образовательный уровень со стороны его потенциальных пользователей. "Я встречал немало клиентов, которые либо мало знают о факторинге, либо плохо разбираются в нем, - отметил на встрече генеральный директор ЗАО "Неолит" Владимир Ванин. – Я считаю, что это следствие недостаточной популяризации продукта и просвещения населения по данному вопросу. Хотелось бы от банков и факторинговых компаний больше действий, предпринимаемых в этом направлении".
В свою очередь, по оценке директора Нижегородского представительства Национальной факторинговой компании Сергея Уханова, возможности использования факторинга компаниями тормозят три основных фактора: а) неверное понимание услуги факторинга, его преимуществ и задач, которые он решает; в) недостаточная осведомленность бизнеса касательно общего состава услуг факторинга; с) необходимость досконально выстроенного бизнес-процесса компании-потребителя. "Сейчас слово "факторинг" в понимании бизнеса несколько искажено, - сказал Сергей Уханов. - Большинство участников и потенциальных клиентов на данном рынке понимают под этой услугой исключительно один из ее продуктов – регрессный классический факторинг. Да, факторинг — это равный комфорт поставщика и покупателя, поскольку решения факторинговой компании или банка, оказывающего эту услугу, устраняют существующую дилемму "поставщик хочет предоплату — покупатель хочет отсрочку" с помощью финансирования и закупок, и отгрузок. Но это не единственная выгода для сторон — факторинг решает также ряд задач, которые возникают у торговых и производственных компаний, работающих с отсрочкой, и компаний, оказывающих услуги с отсрочкой платежа. Это целая линейка продуктов".
Что же касается бизнес-процесса, то по словам Сергея Уханова, здесь надо понимать всю трудоемкость его формирования и необходимость тщательной постоянной работы с ним. Но если бизнес-процесс четко выстроен, то от факторинга определенно будет польза. "Мне также не нравится определение факторинга как альтернативы кредитованию, - подчеркнул директор Нижегородского представительства НФК. - В каких-то "точках" они пересекаются, взаимно заменяются, но все-таки решают разные задачи. Я также не согласен, что нижегородский бизнес мало использует факторинг. Если мы будем сравнивать долю факторинговых операций в России и на Западе, то разница окажется существенной. Но не стоит забывать, что в нашей стране эта услуга растет в объемах. Конечно, принципиально важно разъяснять действующим и потенциальным клиентам принципы и суть факторинга. Как я уже упомянул, более широкое понятие предусматривает определение факторинга как комплекса услуг по работе с дебиторской и кредиторской задолженностью компании, направленного на развитие. Мы сейчас вводим более интересный термин, характеризующий использование этой услуги на всех этапах деятельности компании: на этапе закупок, в производстве – на этапе финансирования заказов, непосредственно в продаже. Мы называем все это финансовой логистикой и подразумеваем синхронизацию товарно-сырьевых и денежных потоков компании".
Но потенциальное понимание всех выгод факторинга со стороны компании-потребителя - еще половина дела. Важна ее открытость и ее дебиторов для факторинговой компании. Хотя, по замечанию участников встречи, практика последних лет демонстрирует в этой области положительную тенденцию – бизнес становится прозрачнее, рост факторинговых услуг увеличивается. "Факторинг появился не вчера. Например, Промсвязьбанк действует в этом направлении по России с 2002 года, в Нижнем Новгороде мы – с 2005 года. Этим обслуживанием пользуются и весьма активно, - подвел один из итогов собрания заместитель начальника управления продаж в филиальной сети "Промсвязьбанк" Антон Дорогов. – Также нет оснований говорить, что факторинг недоступен для малого и среднего бизнеса. Существуют различные категории банков и факторинговых компаний: кто-то работает исключительно с крупными игроками, а кто-то ориентирован на малый бизнес".
Участники также выразили общее мнение, что основными конкурентными преимуществами банков и факторинговых компаний сейчас должны быть новые продукты, технологичные идеи, рост качества обслуживания клиентов и стабильность ставок.
Встреча руководителей проходила в рамках специального проекта "Совет директоров", организованного журналом "National Business – Нижний Новгород". Традиционно в проекте принимают участие самые значимые игроки рынка, а также представители властных структур, контролирующих и регулирующих органов. Своим бизнес-опытом на предложенную тему за круглым столом NB делятся известные предприниматели и топ-менеджеры нижегородских компаний.
Участники прошедшей встречи:
- Сергей Николаевич Уханов, директор Нижегородского представительства Национальной факторинговой компании.
- Андрей Валерьевич Плотников, заместитель управляющего ФКБ "Петрокоммерц" в Нижнем Новгороде.
- Антон Борисович Дорогов, заместитель начальника управления продаж и филиальной сети "Промсвязьбанк".
- Анастасия Александровна Кузнецова, руководитель группы факторинга Приволжского филиала "Промсвязьбанк".
- Алексей Валентинович Рудым, региональный директор OCS-Поволжье.
- Алексей Павлович Кулемин, финансовый директор OCS-Поволжье.
- Валерий Павлович Терехов, генеральный директор ГК "Эван".
- Ирина Владимировна Симонова, финансовый директор ООО "Компания "Волга".
- Наталья Борисовна Осипова, коммерческий директор ООО "Сталькров НН".
- Александр Владимирович Пистонов, генеральный директор "Агентство Владельческого Консалтинга".
- Владимир Игоревич Ванин, генеральный директор ЗАО "Неолит".
- Алексей Вячеславович Гуськов, финансовый директор ГК "Агат".
- Наталья Владимировна Хабузова, начальник финансово-экономического отдела ООО "ТД СОЛЛЕРС НН".
- Анатолий Юрьевич Терещенко, директор по развитию "Автоплюс 52".
- Валерий Константинович Браун, главный редактор журнала National Business.
При использовании материалов ссылка на banknn.ru обязательна