Оборот торговли в крупнейших сетях по итогам 2022 года сократился на 5% в натуральном выражении, пишут «Известиям», ссылаясь на беседу с представителями Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). В Институте развития предпринимательства и экономики такое снижение объяснили отказом соотечественников от дорогих деликатесов. При этом в дискаунтерах и «магазинах у дома» натуральные продажи выросли примерно на 2–3% по сравнению с прошлым годом.
Самое большое снижение произошло в категории газированных напитков, продажи здесь сократились почти на 10%. Заметно меньше стали покупать питьевые йогурты и творожные десерты. А вот в категории так называемых ЗОЖ-товаров произошел рост продаж — россияне стали чаще покупать овощи и фрукты, а также диетические крупы. А еще выросли объемы проданного в розничных сетях пива. В целом в АКОРТ настроены позитивно и ожидают в 2023 году восстановления положительной динамики натуральных продаж.
Несмотря на падение оборота продаж, в институте развития предпринимательства и экономики подчеркивают, что драматизировать ситуацию не стоит. По последним данным за 11 месяцев 2022 года, реализация пищевых товаров в стране снизилась на 1,3% к аналогичному периоду годом ранее. Для сравнения в 2020 году пандемийные ограничения спровоцировали падение в 1,6%, а в 2021, 2019 и 2018 годах был отмечен рост в 2,7%, 1,8% и 2,1% соответственно. По мнению специалистов института, произошедший спад вполне объясним тремя основными причинами: сокращением потребления дорогих деликатесов, уходом с российского рынка некоторых зарубежных брендов и отъезд за границу большого числа обеспеченных потребителей. К тому же заметно выросли объемы продаж в продуктовом сегменте на онлайн-площадках. По словам президента Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артема Соколова, за 11 месяцев прошлого года россияне заказали в сети продукты на 592 млрд рублей, что почти на 42% больше, чем за аналогичный период 2021-го (417 млрд рублей). При этом средний чек остался практически прежним: 1 058 рублей в начале 2022 года и 1 115 рублей по итогам ноября. То есть люди стали заказывать продукты в интернете значительно чаще.