Нижний Новгород
07 февраля
USD ЦБ
96,91 -1,15
EUR ЦБ
100,68 -2,25
Нефть
80,45 +6,34
Золото ЦБ
8 945,76 -18,70
18+

Розничные проекты крупнейших британских банков в России провалились

05.04.2012
0

Barclays и HSBC вернулись к тому, с чего начинали работу в РФ, — обслуживанию корпоративных клиентов. Об этом сообщает портал Bankir.ru.

Истории розничных проектов иностранных банков в России во многом похожи. Они, как правило, начинают с работы с крупными корпоративными клиентами. Затем банковские "дочки" переориентируются на обслуживание компаний второго эшелона, после — на малый и средний бизнес. Логическим завершением процесса становится развитие банковского ритейла. Яркие примеры воплощения такой стратегии — российские отделения австрийского Raiffeisen и итальянского UniCredit, сконцентрировавшиеся на работе с частными клиентами в России еще в начале 2000-ых годов.

Bankir.ru пишет, что британские Barclays и HSBC запустили свои розничные проекты значительно позже: планы их экспансии совпали по времени с мировым кризисом. Шторм на глобальном рынке ликвидности, одной стороны, отпугнул россиян от банков-новичков, а, с другой, — повысил их лояльность по отношению к лидерам сегмента, банкам с госучастием. Сбербанку, например, кризис помог увеличить объем вкладов физических лиц и корпоративных клиентов. "За время кризиса доверие к Сбербанку и ВТБ выросло, а сами эти банки стали лучше. Это осложнило работу в России иностранных банков", — говорит Боб Коммерс, аналитик Deutsche Bank в Москве.

Пришедшие в Россию еще в 1990-ые годы британские банки, следуя общей схеме, первое время занимались инвест-банкингом. Чтобы проникнуть в розничный сегмент, Barclays в 2008 году за 745 млн долларов приобрел 100% акций Экспобанка, который на момент сделки входил в ТОР-80 российских банков по величине активов и TOP-20 по количеству эмитированных карт. Примечательно, что покупаемый британцами банк был оценен в четыре раза дороже собственного капитала, что стало рекордом для России.

На следующий год Экспобанк провел ребрендинг, переименовавшись в Барклайс-банк, но заметного эффекта эта мера не дала. Причиной стал кризис, который нанес удар не только по российскому подразделению, но, что более существенно, — по центральному банку британской группы. Непосредственно российское подразделение принесло Barclays 244 млн фунтов убытка из-за списания goodwill.

Barclays тогда объявил о планах избавиться от российского актива. Летом 2010 года из российского Барклайс-банка ушла управленческая команда во главе с Олегом Сафоновым. От услуг эквайринга отказалась розничная сеть "Азбука вкуса". Осенью 2011 года российский проект британцев был продан консорциуму инвесторов во главе с совладельцем банка "Восточный экспресс" Игорем Кимом (несколькими месяцами ранее Ким выкупил российскую "дочку" испанской банковской группы Santander). В феврале этого года Барклайс-банку вернули его историческое название — Экспобанк.

HSBC получил лицензию на работу со вкладами в России раньше Barclays — в 2007 году, но использовать ее начал не сразу. В 2009 году банк открыл четыре отделения по обслуживанию розничных клиентов в Москве и одно — в Санкт-Петербурге. Головная компания вложила в капитал российской "дочки" около 200 млн долларов.

"Входить в розничный бизнес в России на падающем рынке легче: банк инвестирует меньше средств в рекламу, с меньшими издержками может нанять более квалифицированный персонал. Кроме того, конкуренция в этом сегменте ослаблена", — говорил тогда генеральный управляющий группы HSBC, руководитель департамента международного бизнеса банка Тони Мани.

Впрочем, оптимизма руководству HSBC хватило всего на два года. К концу 2010 года портфель розничных кредитов банка составил лишь 242 млн рублей, или 2,5% от всего портфеля займов российского отделения HSBC. Бум розничного кредитования закончился еще в 2008 году, и потребители еще не совсем успели оправиться после кризиса, поясняет аналитик ИК "Совлинк" Ольга Беленькая. "В этих условиях неценовые конкурентные преимущества — бренд банка или глобальный охват его сети — не играли никакой роли. Вместо этого потребители предпочитали искать самые доступные предложения и обращаться к уже зарекомендовавшим себя организациям", — говорит Беленькая.

Год назад, в апреле 2011, HSBC официально объявил о выходе из проекта банковской розницы в России. В конце июня кредитная организация закрыла свои отделения и заблокировала работу интернет-банкинга, а еще через несколько месяцев весь розничный проект HSBC был продан за 306 млн рублей российскому подразделению Citibank.

"Люди в Лондоне осознали, что потратили сумасшедшие деньги на эти [российские — BFM.ru ] банки, — приводит газета The Daily Telegraph слова управляющего фондом компании "Ренессанс-Управление инвестициями" Сергея Назарова. — Сначала у них был зуд, связанный с желанием зайти на восточноевропейский рынок, а потом они хотят списать убытки. Мне кажется, это [отказ от банковской розницы в России — BFM.ru] было эмоциональным решением".

Таким образом, и HSBC, и Barclays вернулись к тому, с чего начинали работу в России, — инвестиционно-банковским услугам и работе с корпоративными клиентами. Отказ от розницы был шагом в правильном направлении, уверяет теперь председатель правления HSBC в России Хусейн Озкай. "HSBC был назван ведущим банком по организации сделок с участием ЭКА [операции экспортно-кредитного финансирования – BFM.ru] в России по версии Dealogic за 2011 год", — напомнил Озкай в беседе с BFM.ru.

Опрошенные BFM.ru эксперты считают возвращение обоих британских банков на российский розничный рынок маловероятным. "Структура рынка банковских услуг сейчас выглядит устойчивой. Вступление России в ВТО едва ли изменит ситуацию", — полагает начальник информационно-аналитического отдела Пробизнесбанка Валерий Пивень. Кроме того, говорит он, потенциал роста, являющийся конкурентным преимуществом развивающихся рынков и ранее манивший в Россию западных игроков, не бесконечен.

Источник: Bankir.ru