Экономика
Новое Правительство, прежние задачи
Вчера В. Путин в рамках послания Федеральному собранию анонсировал изменения в Конституции, среди которых было предложение расширить полномочия Госдумы (утверждение кандидатуры премьер-министра и членов Правительства, по его представлению). Этим же вечером Правительство Д. Медведева подало в отставку, а Президент предложил на должность премьера М. Мишустина, главу ФНС России. Новость об отставке Правительства, равно как и назначение кандидата не из числа формальных или неформальных политических «тяжеловесов» оказалась полной неожиданностью, как и, собственно, выбор момента для таких изменений.
Крайне сложно говорить о реальных причинах таких изменений, но очевидно, что фактически в ближайшие годы это не поменяет политическую картину, т.к. парламентское большинство остается за Единой Россией.
В любом случае, как мы полагаем, радикальное улучшение ситуации в экономике (вследствие политических перестановок) вряд ли произойдет. Так, консерватизм бюджетной политики, который наблюдается с начала кризиса 2015 г. (и является, на наш взгляд, основным тормозом экономического роста), возник как защитная реакция властей на ухудшение отношений с Западом (в т.ч. на действующие санкции и возможность их ужесточения и прочие внешние риски). На наш взгляд, этот подход разделяется Президентом, а потому характер политики вряд ли сильно поменяется с приходом нового Правительства.
Хотя его состав еще не известен, нам кажется, что спрос на кардинальные изменения (например, в духе предложений А. Кудрина – снижение доли оборонных и социальных расходов, расширение полномочий регионов, полноценная реформа накопительной пенсии, смягчение бюджетного правила, масштабная приватизация госкомпаний, в первую очередь, нефтяных и т.п.) или отсутствует, или не реализуем из-за конфликта интересов с другими политическими силами. В этой связи, скорее всего, дальнейшая судьба экономической политики – это частные улучшения в рамках уже действующей стратегии.
При этом эффективность реализации экономической политики, на наш взгляд, в текущих условиях важна как никогда. Если раньше «недоработки» сглаживались высокими ценами на нефть, отсутствием жесткого бюджетного правила и санкций, то сейчас ситуация кардинально отличается, что повышает значимость экономических решений. Это потребует от нового Правительства серьезной мобилизации сил, т.к. «в наследство» ему достается слабый экономический рост, значительное отставание в реализации нацпроектов и, соответственно, целей, поставленных Президентом в Майском указе 2018 г.
Рынок ОФЗ
Минфин поделился премией для повышения объема
На вчерашних аукционах совокупный объем поданных заявок составил 87 млрд руб., что отражает, прежде всего, отложенный спрос, а не повышенный интерес к рынку ОФЗ. Минфину удалось реализовать 19-летние ОФЗ 26230 в объеме 42,8 млрд руб. (из спроса 54,9 млрд руб.) лишь благодаря предоставленной премии по доходности в размере 3 б.п. (отсечка прошла на уровне YTM 6,42%), которая выглядит высокой для ликвидного выпуска такой длинной дюрации. Дисконт к ценам вторичного рынка, сложившимся до аукциона, составил 30 б.п. Заметно более слабым оказался итог размещения 8-летних ОФЗ 26232: удалось продать бумаги лишь на 16,6 млрд руб. при спросе 31,74 млрд руб., что связано с отсутствием заметной премии по доходности (отсечка YTM 6,15%). По нашему мнению, ее предоставление по длинным ОФЗ 26230 может свидетельствовать о том, что ведомство считает сложившиеся доходности бумаг слишком низкими.
Предложение бумаг от Минфина в 2020 г. может оказаться больше, чем готов принять рынок
Согласно плану, в 1 кв. должно быть размещено 600 млрд руб. (350 млрд руб. за вычетом погашения 29011 в конце января), что соответствует размещению бумаг на 54,5 млрд руб. на каждом аукционе. В целом в 2020 г. планируется реализовать ОФЗ на 2 трлн руб., или на ~1,4 трлн руб. в чистом виде. Такой объем выглядит амбициозным. Для сравнения, в 2019 г. было продано ОФЗ на 2,3 трлн руб., или 1,6 трлн руб. в чистом виде. Однако большая часть размещений состоялась в 1П 2019 г.: было продано ОФЗ на 1,4 трлн руб. (из них 894 млрд руб. во 2 кв.), или ~1 трлн руб. в чистом виде. Тогда наблюдался аномально высокий спрос со стороны нерезидентов, которого уже не было во 2П (когда размещено было лишь 680 млрд руб., или 31 млрд руб. на каждом аукционном дне). Кроме того, сейчас и потенциала для снижения рублевых доходностей уже почти не осталось (в сравнении с 1П 2019 г.), даже если предположить, что ФРС опустит долларовые ставки до нуля. В этой связи большое предложение от Минфина, который может предоставлять премии (для выполнения плана, чтобы покрыть расходы на валютные интервенции в рамках реализации бюджетного правила), является фактором, препятствующим дальнейшему снижению доходностей.