Мировые рынки
Д. Трамп пошел на более мягкий компромисс с Канадой, чем ожидалось
На этих выходных в результате переговоров была достигнута договоренность между США и Канадой относительно торговых отношений, при этом, по данным СМИ, условия этих договоренностей (детали пока не известны, но они включают более строгий контроль над происхождением компонент производимых автомашин) лишь немногим отличаются от тех, которые ранее Д. Трамп называл “бедствием”. Эта договоренность делает возможным до конца ноября подписание Мексикой, Канадой и США трехстороннего торгового соглашения, которое заменит NAFTA. Эта новость позволит американскому рынку акций сегодня продемонстрировать рост. Стоит отметить, что торговые переговоры со странами так называемого “западного мира”, хотя и сопровождаются жесткими угрозами, свойственными Д. Трампу, но пока завершаются успешно (то есть США в итоге находят компромисс без существенного ущерба для своих торговых партнеров). Кардинально иным является процесс перестройки торговых отношений с Китаем (за претензиями последовало введение повышенных пошлин, которые распространяются уже на половину импорта из страны). Не исключено, что конечной целью США является именно Китай (существенное сокращение торгового дефицита с ним и ограничение доступа страны к американским/западным технологиям). Для этого необходимо, чтобы торговые партнеры США также ввели ряд ограничений на Китай (то есть чтобы была сформирована некая антикитайская торговая коалиция, иначе китайская продукция в том или ином виде сможет попадать на территорию США в обход повышенных пошлин). Появление определенности по этому вопросу, по-видимому, наступит не ранее итогов промежуточных выборов в Конгресс (начало ноября), а пока переговоры с Китаем находятся в замороженном состоянии (так, Китай отменил запланированные на октябрь переговоры о безопасности с США).
Экономика
Инфляционные ожидания населения: цены на бензин продолжают "затмевать" эффект ослабления рубля
В пятницу ЦБ опубликовал обзор инфляционных ожиданий населения за сентябрь. При том, что он выглядит ожидаемо слабым, в нем нет негативных сюрпризов, которые могли бы стать сигналом к пересмотру регулятором своих и так не самых оптимистичных прогнозов.
В целом и наблюдаемая (10,4%) и ожидаемая (10,2%) инфляция остаются высокими. ЦБ полагает, что они вряд ли снизятся в ближайшее время, а новым фактором их роста станет повышение НДС, эффект от которого может проявиться уже в этом году. Интересно, что хотя цены на бензин не растут уже два месяца, население по-прежнему указывает их как одну из основных причин роста цен. При этом ослабление рубля, хотя и занимает теперь первое место в числе проинфляционных (по мнению населения) факторов, набирает приблизительно столько же голосов, сколько и фактор цен на бензин (см. график ниже). В результате из-за этого с первого взгляда трудно увидеть реакцию инфляционных ожиданий на ослабление рубля. Наиболее чувствительными к нему инфляционные ожидания были в период высокой волатильности курса рубля (конец 2014 г.-начало 2016 г., когда курс выступал основным проинфляционным фактором). Тогда, по нашим расчетам, ослабление рубля на 10% м./м. приводило к росту ожидаемой населением инфляции на 1 п.п. в следующем месяце. Сейчас реакция гораздо слабее: в августе курс рубля снизился на 5% м./м., а инфляционные ожидания возросли не на 0,5 п.п., а лишь на 0,2 п.п. (причем из-за того, что население называло цены на бензин основным фактором роста цен, чистый эффект ослабления курса на ожидания был еще меньше). Впрочем, это не значит, что население не замечает ослабления рубля. Это становится видно, если отдельно рассмотреть то, как менялась доля ответов респондентов, которые считали это основным фактором инфляции. Чувствительность этой доли к динамике курса осталась достаточно высокой: при ослаблении рубля на 10% м./м. она увеличивается приблизительно на 7-9%.