Мировые рынки
Неудавшийся отскок
Американские акции вчера продолжили движение вниз (-0,43% по индексу S&P, который вновь ушел ниже 200-дневной средней линии), растеряв все произошедшее на прошлой неделе восстановление. Сегодня негативный фон формируют азиатские торги, обесценение китайского индекса SHCOMP составляет 2,3%, который вновь направляется к своему минимуму, как следствие, открытие американского рынка произойдет с заметным снижением. Возросший спрос на безрисковые активы позволил доходности 10-летних UST опустится на 5 б.п. до YTM 3,15%. Судя по времени, которое индекс S&P уже провел ниже 200-дневной средней линии с начала текущей коррекции (она с начала этого года служила сильным уровнем поддержки), есть большая вероятность, что в этот раз коррекция американского рынка будет более глубокой, чем та, которая произошла в конце января - начале февраля. Фундаментально по-прежнему нет причин для игры на повышение: 1) градус геополитической напряженности США с Китаем, а после недавних событий еще и с Саудовской Аравией остается высоким; 2) вероятно поражение республиканцев (Д. Трампа) по итогам промежуточных выборов в Конгресс; 3) согласно стенограмме с последнего заседания FOMC, экономические условия способствуют дальнейшему повышению ключевой долларовой ставки (как минимум до 3,0-3,25%, согласно консенсус-прогнозу FOMC).
Экономика
Новый бюджет не смог вместить амбициозные цели майского указа
В ближайшее время Госдума примет трехлетний бюджет, однако, судя по опубликованной структуре расходов, ряд мер, которые мы ожидали увидеть (стимулирование экономического роста, сокращение непроизводительных расходов, увеличение доли инвестиций и пр.), в проекте не прослеживаются. Так, доля капвложений в расходах бюджета снижается, в то время как доля прочих расходов, не связанных с потреблением и инвестициями, растет (главным образом за счет субсидий и трансфертов госпредприятиям). Напомним, что недавно в нашем исследовании о влиянии мер майского указа на экономику мы пришли к выводу, что госинвестиции сильнее всего ускоряют рост экономики, в то время как прочие расходы являются непроизводительными и лишь снижают потенциал ВВП. Так, при прочих равных (без учета пенсионной реформы и повышения НДС), если применить наши оценки к этой структуре расходов, получается, что бюджет может ускорить экономический рост лишь на 0,7-1 п.п. в ближайшие три года (т.е. лишь на 0,2-0,3 п.п. в год). Такое ускорение не позволит перекрыть негативный эффект от пенсионной реформы и повышения НДС, которые в ближайшие три года снизят экономический рост на 0,4-0,5 п.п./год.
Интересно также отметить, что функциональная структура расходов (см. график слева) не претерпела значительных изменений. Так, социальные расходы, несмотря на пенсионную реформу, продолжают расти (при том, что недавно принятый бюджет пенсионного фонда предполагает сокращение расходов на пенсии). Впрочем, экономический эффект от бюджетных расходов в перспективе может оказаться и выше: у Минфина может появиться возможность менять структуру финансирования самостоятельно, не внося изменений в Закон о бюджете. Поэтому не исключено, что доля производительных расходов в бюджете может возрасти. Однако пока даже представители властей отмечают, что эффективность намеченных бюджетных мер низкая: нацпроекты плохо проработаны, а цели и задачи программ не достаточно согласованы.