Мировые рынки
ОПЕК видит угрозы в росте добычи вне картеля
Вчера ОПЕК опубликовала ежемесячный отчет по рынку нефти, в котором понизила прогноз спроса на нефть и повысила ожидания по добыче вне ОПЕК. Так, в 2018 г. мировой спрос может увеличиться на 1,54 млн барр./сутки (-80 тыс. барр./сутки) до 98,79 млн барр./сутки. В 2019 г. потребление дополнительно вырастет на 1,36 млн барр. до среднего показателя по году в 100,15 млн барр./сутки (-20 тыс. барр./сутки). Предложение со стороны стран вне ОПЕК продолжит рост до 59,77 млн барр./сутки в 2018 г. (+2,22 млн барр./сутки г./г.) и до 61,89 млн барр./сутки в 2019 г. Таким образом, ОПЕК прогнозирует снижение спроса на собственную нефть на ~760 тыс. барр./сутки в 2019 г.
После значительного роста цен на нефть на фоне активизации спроса и анонсирования санкций против Ирана ОПЕК испытывает давление со стороны потребителей, которые считают текущий уровень цен слишком высоким и настаивают на дополнительном увеличении добычи странами картеля (главным образом, Саудовской Аравией). Однако прогноз по снижению спроса на нефть членов картеля может стать серьезным аргументом в пользу лишь небольшого роста. Так, в отчете отмечается, что в сентябре добыча в ОПЕК еще выросла на 132 тыс. барр./сутки до 32,76 млн барр./сутки, что на 473 тыс. барр./сутки выше июльского значения (и продолжает расти, несмотря на санкции против Ирана, где добыча уже упала на 370 тыс. барр./сутки против уровня до их объявления). Возможно, ОПЕК, опасаясь снижения цен на нефть на фоне роста предложения со стороны производителей вне организации, не пойдет на наращивание добычи, а лишь будет компенсировать выпадающие объемы внутри.
Скорее всего, санкции против Ирана уже отыграны рынком, а дальнейшее сокращение его экспорта может быть полностью компенсировано дополнительными объемами из Саудовской Аравии. Так, экспорт из Ирана уже сократился до 1,5-1,6 млн барр./сутки в сентябре с 2,2-2,3 млн барр./сутки в июле. В сентябре Саудовская Аравия оценила свои свободные мощности в 1,5 млн барр./сутки. Соответственно, если ОПЕК не примет очередные меры по ограничению добычи, стоит ожидать корректировки вниз цен на нефть в 2019 г., т.к. иранский фактор будет компенсирован ростом добычи вне ОПЕК, а страны-члены картеля возьмут на себя балансирующую роль.
Валютный и денежный рынок
Внешний долг сокращается ускоренными темпами
По данным ЦБ, внешний долг в 3 кв. сократился на 23,6 млрд долл. до 467,1 млрд долл. (что на 51 млрд долл. ниже, чем в начале года). По нашим расчетам, из этого изменения лишь 5,2 млрд долл. приходится на валютную переоценку внешнего рублевого долга (с учетом выхода нерезидентов из ОФЗ). Соответственно, чистое сокращение вложений нерезидентов в российские частные и государственные долговые обязательства составило 18,4 млрд долл. в 3 кв. и 20 млрд долл. во 2 кв. Для сравнения, согласно графику ЦБ, в эти периоды погашения внешнего долга наступали в объеме 18,9 млрд долл. и 19 млрд долл., соответственно. Как следствие, компании и банки или не смогли (по причине санкционного режима), или не захотели рефинансировать свой валютный долг на внешнем рынке (из-за возросших долларовых процентных ставок и премии за российский риск), а некоторые даже досрочно погашали долг или из собственных средств, или за счет рублевых кредитов. Учитывая повышение долларовых ставок и санкционный фон, в 4 кв. ситуация, скорее всего, не изменится, однако большого сальдо счета текущих операций достаточно для компенсации оттока капитала, связанного с погашением внешнего долга.