Экономика
Производство бензина и машиностроение «провалили» промышленность в сентябре
В сентябре промышленность показала худшую с начала года динамику (2,1% г./г. против 2,7% г./г. в августе). Испортила результаты обрабатывающая промышленность: там впервые с конца 2017 г. наметился спад (хоть и символический): -0,1% г./г. против 2,2% г./г. в августе. Впрочем, добыча полезных ископаемых частично выправила общие результаты: благодаря повышению добычи нефти в сентябре (до 5% г./г.) сегмент в целом показал ускорение (6,9% г./г. против 4,5% г./г. в августе). Опубликованные данные по выпуску отдельных товаров в натуральном выражении не дают полной картины причин «провала» обрабатывающей промышленности (на наш взгляд, календарный фактор и эффект базы оказали лишь незначительное влияние) – ее покажет лишь месячный отчет статданных от Росстата (17 октября).
Пока же говорить о полномасштабном ухудшении ситуации в обработке преждевременно. Так, например, в металлургии просадка произошла в производстве чугуна и труб. Впрочем, по нашим оценкам, вклад этого ухудшения в падение общего выпуска оказался небольшим (0,1-0,2 п.п.). При этом другие важные позиции - продукция из черных металлов и готовый прокат стали – улучшили свою динамику. Самым заметным оказалось падение выпуска высоковольтных кабелей – здесь после уверенного роста на 10-15% г./г. он упал сразу на 20% г./г. В ключевых позициях химической промышленности (удобрения, лакокрасочные материалы, производство пластмасс) ситуация даже улучшилась.
Больше всего примеров резкого ухудшения динамики можно увидеть в машиностроении (производство вагонов, грузовых автомобилей, лифтов, двигателей и т.п.) и нефтехимии (бензин и кокс). В целом эти две отрасли занимают в совокупности 30% всего промышленного производства и 60% выпуска в обработке, и, скорее всего, именно они внесли основной «вклад» в столь резкое ухудшение общего показателя в сентябре. Впрочем, отметим, что машиностроение на протяжении длительного периода остается одной из самых волатильных отраслей, и его сокращение может смениться ростом. Падение производства бензина также может быть связано с временными факторами (возможно, большими накопленными запасами топлива на НПЗ).
Мы полагаем, что в ближайшие месяцы ситуация в обработке выправится, но по-прежнему не видим серьезных факторов для ее ускорения. Недавнее ослабление рубля помогло улучшению финансовых результатов компаний реального сектора, но это не транслировалось в рост промпроизводства или инвестиций (Минэкономразвития сообщило о прекращении роста капиталовложений в августе, о чем сигнализирует падение инвестиционного импорта и спад в строительстве). Мы уже отмечали, что для частных компаний наличие свободных средств - недостаточное условие для инвестиций (сказывается как отсутствие потребности в новых проектах, так и негативный инвестиционный климат). Поэтому не ожидаем, что ослабление рубля заметно ускорит промышленность, учитывая еще и то, что его масштаб оказался не столь большим. Кроме того, на экспортеров (например, на металлургию) может негативно влиять внешняя конъюнктура (например, снижение спроса на металлы со стороны Китая).
Банковский сектор
Приток валюты произошел вместе с аномальным всплеском кредитования
По данным обзора банковского сектора ЦБ, в валютной части баланса в сентябре на счета клиентов (юрлица без учета Минфина, физлица) поступило 4,4 млрд долл. Для сравнения в августе клиенты, напротив, вывели из банков 6 млрд долл. Возможно, в конце сентября (когда произошло сужение базисных спредов OIS-FX swap) некоторые крупные российские экспортеры увеличили объем валютной выручки, размещаемой на счетах в локальных банках после некоторого спада опасений жестких санкций. Одновременно с притоком средств наблюдался нетипичный рост валютного кредитования (+7,4 млрд долл.). Соответственно, по кредитно-депозитным операциям произошел отток 3 млрд долл., т.е. фундаментального улучшения ситуации с валютной ликвидностью не произошло, хотя её стоимость и снизилась.
Учитывая 1) обещание ЦБ не покупать валюту на рынке для Минфина по бюджетному правилу; 2) низкую вероятность введения жестких санкций на госбанки; 3) сохранение высоких цен на нефть, мы считаем, что в октябре-ноябре ситуация с валютной ликвидностью будет улучшаться (отсутствие интервенций означает приток 20-24 млрд долл. до конца года, что покрывает возможный отток нерезидентов из ОФЗ в случае объявления санкций на новый госдолг).