Экономика
Умеренная инфляция – серьезный повод оставить ключевую ставку неизменной
Инфляция за январь составила 5% г./г., что полностью соответствует нашим ожиданиям. Как мы отмечали, эффект от НДС оказался небольшим (во всяком случае пока). Так, м./м. сезонно сглаженный уровень составил 1%. Учитывая, что обычно в январе рост цен ускоряется до минимум 0,3% м./м. (а как правило, даже больше), эффект от повышения НДС мог составить максимум +0,7 п.п. (а фактически он был даже меньше, т.к. еще подорожал бензин и были проиндексированы тарифы ЖКХ и транспорта, больше чем в прошлом январе). Это вне всяких сомнений позитивный сигнал для ЦБ. В прошлом году регулятор указывал широкий диапазон оценок эффекта НДС - от +0,6 п.п. до +1,5 п.п., и пока по итогам января он оказался у нижней границы (глава департамента исследований и прогнозирования А. Морозов даже отметил, что предварительного эффекта от повышения НДС фактически нет).
В январе в «лидерах» инфляции оказались в основном небазовые компоненты индекса: услуги ЖКХ и пассажирского транспорта (+0,27 п.п. к годовому индексу в январе), плодоовощная продукция (+0,09 п.п.) и мясо (+0,04 п.п.). Рост цен в этих сегментах мог быть ускорен специфическими факторами, а не НДС. Например, индексация тарифов в т.ч. сильно зависит от прогнозируемого уровня инфляции на этот год (4,3% против 3,1% в 2018 г.).
Ключевым вопросом для оценки инфляции остается время, в течение которого эффект от повышения НДС будет действовать на сезонно сглаженные месячные темпы роста цен. В подавляющем большинстве стран, проходивших через повышение налога на потребление (НДС или налога с продаж), весь эффект проявлялся в самый первый месяц «новой ставки», а потом динамика м./м. возвращалась к своим обычным значениям. Типичным примером может послужить инфляция в Нидерландах: с 1 октября 2012 г. НДС повысили с 19 до 21% (что выразилось в единовременном ускорении месячных темпов роста цен в октябре 2012 г. (см. график ниже). В нашей ситуации существует риск того, что эффект НДС будет растянут на ближайшие месяцы (наиболее вероятно, до конца 1 кв.). Так, со стороны предложения ритейлеры и/или поставщики в январе могли пожертвовать своей маржой, чтобы отыграть потери в ней в течение последующих месяцев.
Однако ускорение роста цен м./м. в феврале-марте, на наш взгляд, маловероятно. Главная причина - слабый потребительский спрос: заметно подняв цены, ритейлеры рискуют потерять выручку. Кстати говоря, мы не видим существенных факторов для роста доходов населения в этом году, что, как мы полагаем, должно заставлять ритейлеров быть крайне осторожными в своей ценовой политике.
Для ЦБ умеренная инфляция и сдержанный рост инфляционных ожиданий – это повод сохранить ключевую ставку на уровне 7,75% на завтрашнем заседании. Однако вряд ли регулятор снимает с повестки дня вопрос повышения ставки в перспективе этого года: мы полагаем, что риски внешние (санкции на ОФЗ, торговые споры Китая и США и пр.) и внутренние (отложенный эффект НДС) оставляют высокой вероятность одного повышения ставки в ближайшие месяцы. При этом начало цикла смягчения – вряд ли вопрос этого года.