Экономика
Ускорению ВВП в сентябре помешали промышленность и сельское хозяйство
В сентябрьской порции макростатистики Росстат опубликовал отраслевую структуру роста промышленности (она, как мы отмечали ранее, стала одним из факторов слабых результатов по росту ВВП, который, по оценкам МЭР, составил 1,1% г./г.). Наши предположения относительно отраслей, внесших наибольший вклад в спад обрабатывающей промышленности, подтвердились частично. Сильную «просадку» показало производство транспортных средств (-1,1 п.п. к росту промышленности). В то же время снижение производства бензина не отразилось негативно на нефтепереработке в целом: ее вклад сохранился на уровне последних месяцев (вероятно, ухудшение было компенсировано ростом выпуска дизельного топлива).
Технически, негативный вклад внесло и сельское хозяйство, хотя в целом его сезонно сглаженная динамика м./м. в сентябре оказалась весьма внушительной (+11% м./м. против +8% м./м. в среднем с начала года). Однако из-за рекордного урожая 2017 г. рост с/х продукции м./м. в прошлом августе был значительно больше показателей прошлых лет (раньше он «завышал» годовые цифры за счет эффекта базы). При этом в этом году в сентябре темпы роста выпуска с/х продукции м./м. выше, чем за последние три года. Мы ожидаем, что уже в октябре сельское хозяйство перейдет к положительным темпам роста (2-5% г./г.) и станет вносить положительный вклад в ВВП. Однако в этом году экономика вряд ли ощутимо ускорится выше отметки в 1,5% г./г.
Недельная инфляция: пока без значимого эффекта переноса
По опубликованным на этой неделе данным Росстата, инфляция осталась на отметке 0,1% н./н. По нашим оценкам, она также сохранила и годовые темпы роста - на уровне 3,6% г./г. Более заметный темп инфляции в последние недели - результат окончания сезонного снижения цен на фрукты и овощи. В остальных товарных группах заметных изменений не произошло. Интересно, что, данные по компонентам инфляции за сентябрь говорят в пользу слабого вклада ослабления рубля в ускорение инфляции. Если из ее динамики исключить лишь три группы товаров (бензин, мясо и сельхозпродукцию - см. график), то можно увидеть, что с апреля инфляция поднялась крайне незначительно: с 0,17% м./м. до 0,27% м./м. (т.е. эффект от совокупного ослабления рубля за эти месяцы оказался в пределах 0,1 п.п. - показано стрелкой). В целом это соответствует нашим представлениям: рубль ослаблялся относительно плавно (менее чем на 10% м./м. - а лишь колебания более 10% сильно ощутимы для инфляции). В итоге за последние месяцы основное инфляционное воздействие обеспечил рост цен на бензин и мясо (что с курсом не связано). По нашим расчетам, базовая инфляция стабилизировалась вблизи умеренных уровней в 2,5% г./г., а общая - находится в рамках прогноза ЦБ. В подобных условиях регулятор, на наш взгляд, сохранит ключевую ставку на ближайшем заседании. Мы полагаем, что возможность ее повышения в будущем может быть связана лишь с острой реакцией рынка на ужесточение санкций против России.