По предварительной оценке Банка России, по итогам 3 кв. зафиксировано положительное сальдо счета текущих операций ($12,9 млрд). Относительно аналогичного периода 2018 года сокращение профицита счета текущих операций ускорилось, за счет спада профицита торгового баланса.
Динамика сальдо платежного баланса, в % г/г
Источник: Банк России, ПСБ Аналитика & Стратегия
Главным фактором сокращения баланса торговли товарами было снижение экспорта (-8% г/г за 3 кв.), при одновременном росте импорта (+3,5% г/г). Анализ помесячной динамики (оценка на основе квартального платежного баланса и данных за июль-август по ФТС) указывает на существенный спад товарного экспорта в сентябре при ускорении роста импорта.
Внешняя торговля товарами, в % г/г
Источник: ФТС, Банк России, Reuters, ПСБ Аналитика & Стратегия
Падение экспорта товаров является следствием ухудшения конъюнктуры внешних товарных рынков, а рост импорта с высокой вероятностью связан с увеличением поставок машин и оборудования, на фоне повышения инвестиционной активности к концу года.
Около четверти негативного влияния на профицит текущего счета было оказано ростом отрицательного сальдо по торговле услугами и балансу инвестиционных доходов. При стабильном экспорте услуг (-1% г/г за 3 кв.), импорт услуг вырос (+6,4% г/г) за счет расширения поездок/туризма (+7,2% г/г за 3 кв. - объёмы достигли локальных максимумов с 2014 года). Кроме того, существенно сократились доходы к получению в 3 кв. (-23,6% г/г), на фоне относительно стабильных доходов к выплате (-3,2% г/г).
По финансовому счету можно констатировать следующие процессы:
- Уменьшился приток капитала в государственный сектор – снизился интерес нерезидентов к ОФЗ (в 1 кв. оценочный приток около $5 млрд, во 2 кв. $10,5 млрд, а в 3 кв. только $1,1 млрд).
- Отток капитала через банки существенно снизился (с $-13,2 млрд во 2 кв., до $-1,4 млрд в 3 кв.), несмотря на увеличение объёма погашений внешних обязательств банков (с $6,7 млрд до $8,1 млрд). Выросли операций по возврату иностранных активов, в значительной степени из-за клиентской конвертации валютных депозитов в рубли (подтверждается статистикой Сбербанка за сентябрь).
- Прямые иностранные инвестиции в реальный сектор оказались выше среднеквартального уровня за 2015-2019 год ($4,3 млрд). Объём прямых инвестиций резидентов за рубеж продолжал превалировать над инвестициями нерезидентов в Россию и был выше их среднего уровня ($6,6 млрд).
- В целом по реальному сектору зафиксирован небольшой отток капитала ($1,2 млрд).
Прямые инвестиции, в млрд долл.
Источник: Банк России, ПСБ Аналитика & Стратегия
Прирост международных резервов в 3 кв. снова превысил размер профицита текущего счета ($15,9 млрд против $12,9 млрд). В отличие от 2 квартала это соответствовало макротенденциям – доля экспорта нефти в структуре экспорта товаров выросла.
Индикаторы агрессивности формирования резервов
Источник: Банк России, ПСБ Аналитика & Стратегия
Вывод. Динамика показателей внешнего сектора развивается в соответствии с базовым прогнозом – спад экспорта при стагнации импорта и умеренном оттоке капитала. В 4 кв. негативные тенденции (снижение профицита текущего счета и торгового баланса, снижение экспорта) могут усугубиться. Рост импорта пока не рассматривается как негатив, так как он сопряжен с закупками машин и оборудования необходимых для инвестиционной деятельности. Тем не менее, дальнейшее ухудшение платежного баланса может негативно сказаться на возможности расширять эти закупки. Существенного оттока капитала до конца года не ожидаем, но растет вероятность снижения валютной ликвидности в системе. К концу года мы прогнозируем по базовому сценарию ослабление курса рубля до 67-67,5 руб. за долл. США.