Сегодняшнее решение Банка России снизить ключевую ставку на 25 б.п., на наш взгляд, далось регулятору не просто. Напомним, что еще в начале января зампред ЦБ Ксения Юдаева, выступая на Гайдаровском форуме повторила, что регулятор будет рассматривать целесообразность понижения ставки в первой половине 2020 года, а не на ближайших заседаниях.
К сегодняшнему заседанию Банк России подошел с большим количеством факторов неопределенности. Во-первых, на фоне истории с коронавирусом и замедлением спроса и потребления в Китае, достаточно сильно упали все сырьевые товары (котировки нефти снизились почти на 15%), что оказало влияние и на национальную валюту (российский рубль сегодня торгуется на уровне 63,67 руб./доллар). Во-вторых, после последнего заседания в декабре прошлого года изменился состав Правительства, в котором Андрей Белоусов стал первым вице-премьером. Он является ярым сторонником более низких ставок, и уже сейчас у некоторых крупных западных инвесторов начали возникать вопросы к ЦБ РФ, связанные с возможной сменой приоритетов регулятора, что может вызвать подрыв в его будущей независимости и потерю доверия (credibility).
В тоже время данные по инфляции, которые мы получили за январь (2,4% г/г), воспринимаются многими специалистами, как недостаточно адекватную оценку регулятором своего таргета инфляции на уровне 4%. В этих условиях Банк России решил пойти навстречу рыночным ожиданиям и снизить ставку. В противном случае рынок ОФЗ ждала бы серьезная коррекция, т. к. снижение ставки уже учтено в текущих ценах. Мы полагаем, что в сегодняшней неопределенности регулятору не стоило бы спешить в снижении ставки.
Ключевые тезисы пресс-релиза
1) Банк Росси послал рынкам новый сигнал, что «при развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом Банк России допускает возможность дальнейшего снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях».Уточнение: «на одном из ближайших заседаний» означает — на одном из трех предстоящих заседаний совета директоров.
2) Замедление инфляции происходит быстрее, чем прогнозировалось. В январе инфляционные ожидания населения несколько снизились, при этом оставаясь на повышенном уровне. На краткосрочном горизонте дезинфляционные риски по-прежнему преобладают над проинфляционными. Вместе с тем необходимо учитывать действие проинфляционных факторов. Регулятор отмечает, что не исключены риски разворота тенденций на рынке продовольствия. В этих условиях с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция составит 3,5–4,0% по итогам 2020 года и останется вблизи 4% в дальнейшем.
3) ЦБ сохранил свой прогноз по росту ВВП РФ на 2020 год в интервале 1,5–2,0%, на 2021 год — в интервале 1,5–2,5%. Темп прироста ВВП будет постепенно увеличиваться с 1,5–2,0% в 2020 году до 2–3% в 2022 году. Это возможно по мере реализации комплекса мер правительства по преодолению структурных ограничений, в том числе реализации национальных проектов.
4) Сохраняются риски существенного замедления мировой экономики. На это указывают слабые деловые настроения в промышленности, особенно в части экспортных заказов.
Резюме
ЦБ РФ уточнил прогноз по инфляции на конец 2020 года и ожидает ее в размере 3,5–4,0%. Мы прогнозируем, что годовая инфляция в первом квартале 2020 года сложится ниже 3% и затем будет постепенно повышаться. Инфляция составит 3,5% к концу года, когда эффект повышения НДС в начале 2019 года полностью выйдет из ее расчета.
После стабилизации ситуации на финансовых рынках (ожидаем к концу марта) российские государственные долговые инструменты продолжат пользоваться спросом со стороны как иностранных, так и локальных инвесторов. Это в первую очередь обусловлено тем, что среди стран с бюджетным профицитом и положительным сальдо счета текущих операций, на фоне низкого долга, Россия сохраняется очень высокий уровень «керри-трейда» (реальная ставка в России — третья по величине в мире и составляет около 3,5%).
Отметим также, что последние новости, связанные с распространением в Китае коронавируса, должны повлиять на глобальную экономику. Насколько сильным будет это негативное влияние пока рано говорить, но, судя по всему, мы будем наблюдать значительное воздействие на экономический рост в Китае в течение ближайшего квартала или двух. Опыт прошлых эпидемий показывает, что они оказывались краткосрочными событиями, не имевшими продолжительного влияния на экономику. Многие эксперты надеются, что так окажется и на этот раз. Пока рыночные игроки манкируют данный фактор, но это явный источник неопределенности и риска для глобальных рынков (Банк России отметил этот фактор неопределенности).
В феврале и в перовой половине марта мы рекомендуем занимать консервативную позицию в активах, т. к. полагаем, что коррекция как в долговых, так и в долевых инструментах еще далека от завершения. Российский рубль, как и остальные валюты развивающихся стран, будет под давлением. Ожидаем, что российская валюта достигнет уровня в 66,5 руб./доллар в первом полугодии.
Следующее заседание Банка России состоится 20 марта 2020 года.