Денежные рынки и валютыМировые рынки теряют направление движения в результате растущих противоречий между разнымицентрами принятия экономических решений и снижения прозрачности их целей. ФРС сохраняетжесткую риторику, но с начала года уже снизила ставку дважды; повестка Д.Трампа уже определяетсяпредвыборной гонкой; Китай анонсирует новые меры, но темпы роста его экономики снижаются. Хотясценарий рецессии по-прежнему не выглядит базовым для экономики США, отсутствие видимыхдрайвером экономического роста негативно для динамики рынков до конца 2019 г.
ФРС сохраняет сдержанную риторику…: Последний месяц не принес значительной поддержки рынкам отриторики денежных властей. Несмотря на решение от 18 сентября о втором за этот год снижении процентнойставки до диапазона 1,75 — 2,00%, тональность комментариев ФРС остается сдержанной. Во-первых, из 10директоров, участвовавших в голосовании по изменению ставки 18 сентября, трое голосовали против ееснижения, что говорит о растущем расколе внутри ФРС и уменьшает вероятность последующих снижений. Во-вторых, риторика самого председателя ФРС Дж. Пауэлла выглядит осторожной. В своих выступлениях оннеоднократно отмечал уже, что ФРС будет действовать строго исходя из экономической статистики. Кроме того, выступая несколько недель назад в Цюрихе глава ФРС напомнил, что несмотря на частые обсужденияриска рецессии, пока ФРС ориентируется на базовый прогноз роста экономики США 2,0–2,5% г/г. Проведенныеснижения процентной ставки, а также замораживание баланса ФРС на уровне $3,8 трлн, хотя и ставят на паузуужесточение монетарной политики США, но не говорят об изменении в ее долгосрочных приоритетах. Инымисловами, пока ФРС не разделяет опасения рынков, по мнению которых вероятность рецессии сейчас выросладо 40%. В итоге каждый остается при своем мнении — инвесторы оценивают вероятность дополнительного снижения ставки ФРС до конца года в 75%, Д.Трамп продолжает критиковать Дж. Пауэлла, а глава ФРСотступает под давлением обстоятельств. Появление угрозы импичмента в этом контексте является хорошейновостью для ФРС, но плохой — для рынков, делавших ставку на дополнительное снижение процентной ставки
.…а ЕЦБ объявил о новых мерах смягчения: В отличие от США, статистика по Европе говорит о сильнойдеградации ситуации. Квартальный рост ВВП еврозоны замедлился до 0,2% в 2кв19 против 0,4% в 1кв19. Есливо Франции во 2кв19 ВВП вырос на 0,3%, то в Германии он сократился на 0,1%. Более того, в Италии, третьейпо величине экономики Европы, ВВП сокращается два квартала подряд. Слабая инфляция дала основаниеЕЦБ объявить о возобновлении политики монетарного смягчения 12 сентября — с ноября ЕЦБ приступит квыкупу облигаций на 20 млрд евро в месяц — и также снизить депозитную ставку до нового минимума в 0,5%.Эти меры были объявлены на последнем заседании под председательством М.Драги — Кристин Лагард, которая станет его преемницей с 1 ноября, будет первое время действовать по заданной им траектории. С2018 года движение балансов ФРС и ЕЦБ значительно разошлось (см. Рис. 1) и сейчас продолжающийся ростбаланса ЕЦБ говорит в пользу сохраняющейся слабости евро. Движение пары евро/доллар на 1,05 по-прежнему выглядит наиболее вероятным сценарием. При этом эскалация торговых войн создает ограничениядля потоков мировых капиталов и делает рынки более самодостаточными — в частности, доля иностранныхдержателей облигаций США за последние 5 лет сократилась с 50% рынка до 40% (см. Рис. 2), уступивпервенство внутренним инвесторам, что говорит о структурной слабости американской валюты в перспективе.
Экономика Китая замедляется быстрее ожиданий, ОЭСР понизила прогноз роста мировой экономики: Пока мировые рынки возлагают надежду на возможное улучшение диалога между США и Китаем, последняястатистика по Китаю говорит об усилении негативного эффекта. Промышленный рост замедлился до 4,4% г/гв августе, что стало худшим результатом с февраля 2002 года. Многие экономисты в последние неделипересмотрели прогнозы экономического роста Китая до 5,5–5,8% г/г по итогам 2019 года. Эти данныевыглядят тем более разочаровывающими, что правительство Китая с весны пытается стимулироватьэкономику снижением налоговой нагрузки и дополнительным удешевлением стоимости заимствований (см. таблицу 1). Однако несмотря на внушительный список мер, среди экспертов нарастают сомнения по поводуистинной задачи, которую преследует руководство КНР — при показном желании купировать негативныйэффект торговой войны, вполне возможно, что экономические власти на самом деле планируют обеспечитьуправляемое замедление экономики и понимают невозможность удержать темпы роста около 6%. Этотвзгляд созвучен недавнему решению ОЭСР понизить прогноз мирового роста до 2,9% г/г по итогам 2019 года, что является минимальным значением мирового роста с 2008—2009 гг.