Мир замер перед графиками трендов национальных валют в ожидании положительных сдвигов. Разразившийся политический конфликт на Украине наотмашь ударил не только по ее местной экономике, но и по зарубежной. Несогласие США и Запада с позицией России в вопросе положения Крыма постепенно переходит в плоскость экономических споров и последствий. Качание валютного маятника и недоверие, высказываемое России, заставляет нервничать всех: от крупных инвесторов до граждан, живущих от зарплаты до зарплаты. Как сохранить деньги в нынешней ситуации? Куда их надежнее и выгоднее инвестировать? Обернется ли политическая коллизия экономическим крахом? Об этом на встрече, организованной на предыдущей неделе журналом «Деловой Квартал - Нижний Новгород», дискутировали представители банков и компаний различных рыночных сегментов.
Связи решают все?
По мнению участников, предсказать амплитуду возможных воздействий на российскую экономику и, в частности, на нижегородскую, довольно затруднительно. Однако некоторые представители бизнеса настроены очень даже оптимистично. «Не только российский рубль отреагировал снижением, но и валюты других развивающихся стран, - отметил Леонид Матвеев, специалист инвестиционного департамента компании «Альпари». - На фоне украинских событий отношение зарубежных инвесторов к России вылилось в определенные турбулентности в экономике. Однако экономические связи нашей страны с Европой очень сильны, поэтому думаю, что значительных изменений мы не увидим. Будут лишь частичные меры давления и, скорее, политические, чем экономические».
Олег Виндман, региональный директор Приволжской дирекции Росбанка, в значительной степени поддержал такое мнение, упомянув, что, например, Societe Generale Group заявила об отказе в сворачивании своих программ и объема бизнеса в России. После французского рынка российский рынок для нее второй по значимости. «Пока непонятно, политика окажет влияние на экономику или наоборот, но европейские компании попали в очень непростое положение. Они имеют очень серьезные вложения в России», - сказал Виндман.
Однако Алексей Булин, директор Option Capital Ltd, отметил, что не все зарубежные компании занимают в вопросах бизнеса пророссийскую» защитную позицию. «В частности один из наших западных партнеров думает попросить российских и украинских клиентов вывести счета и деньги, что фактически означает сворачивание сотрудничества, - привел он пример. – И намеки на подобного рода действия поступают уже и от других зарубежных контрагентов».
Инвестиционные ожидания
По словам участников встречи, в выборе нижегородскими клиентами инвестиционных продуктов принципиально ничего не изменилось. Большинство по-прежнему предпочитают вклады, немного просел спрос на драгметаллы и, как свойственно времени относительной экономической нестабильности, подрос интерес к недвижимости.
Леонид Матвеев отметил, что высокие риски сегодня, как и всегда, сопряжены с возможностью получить высокую прибыль. В связи с событиями на Украине эксперты отмечают приток клиентов, которые готовы зарабатывать на изменении курсовой стоимости российского рубля. «Сейчас стоит присматриваться к тем бумагам, которые имеют стабильный денежный поток, генерируют достаточно высокую дивидендную политику, и на компании, которые не представлены на российском фондовом рынке. Например, компанию «Яндекс», у которой основной актив торгуется на Нью-Йорской фондовой бирже. Причин, почему не купить этот актив, который сейчас, в результате подпортившегося имиджа России снизился, я не вижу», - сказал Матвеев.
При этом некоторые из приглашенных отметили, что и хорошие финансовые инструменты на фоне политических событий способны привести к убытку. Поэтому растет спрос на возможность страхования рисков и, как следствие, на структурированные финансовые продукты, благодаря которым инвестор если и ничего не заработает, то хотя бы может вернуть свои деньги. Но подобные действия не отменяют внимания к банковским вкладам. Более того, в последнее время оно только растет. В попытке сохранить свои сбережения клиенты согласны даже на невысокую доходность депозитов. Например, Райффайзенбанк, известный сравнительно небольшими ставками в этом сегменте, переживает сегодня наплыв вкладчиков. А, по словам Марии Завьяловой, зам. управляющего ОАО «МИнБ» в Нижнем Новгороде, в их банке растет не только спрос на вклады, но и непосредственно интерес к рублю – многие депозиты переводятся в рублевые. «Но наши участники не работают с крупным инвестированием», - сделала оговорку Завьялова. Похожая ситуация в ВЛБанке. «Стратегия нашего банка тесно связана с массовым сегментом инвесторов, большинство наших офисов действуют по области. И сейчас тенденция такова, что люди идут в депозиты. Депозиты хотя бы застрахованы, - сказал Максим Фролов, управляющий представительством приволжский РЦ «ВЛБанк» (ОАО). - Говорят, что сейчас высокая прибыль может быть по недвижимости. Но пройдитесь по Большой Покровской в Нижнем Новгороде и посмотрите, сколько на зданиях объявлений о сдаче помещений в аренду! Еще три года назад такого не было, а сегодня многие собственники простаивают, несут убытки и готовы идти даже на пятидесятипроцентные скидки».
Тем не менее, представители некоторых коммерческих банков отметили, что на волне последних событий вовсе не госбанки выступили их конкурентами по части удержания и привлечения вкладчиков, а именно сектор недвижимости. С февраля 2013 года владельцы крупных депозитов начали направлять имеющиеся деньги на приобретение недвижимости.
«Как только возникает непонимание, в чем хранить деньги, то тут же начинается оживление на рынке недвижимости, - отметила Елена Титова, директор АН «Приволжье». – Недвижимость – хороший инструмент как для сохранения капитала, так и для заработка. Сегодня популярно краткосрочное инвестирование (покупка квартиры на стадии котлована). Доходность здесь достигает 40-50%. Но следует помнить, что рынок сейчас инертный и прибыль можно ждать два-три года. Второй вариант для инвесторов – приобретение готовых квартир. Здесь диапазон сумм для инвестирования – 3-7 млн рублей. Доходность невысокая, но такой подход в большей степени привлекает именно возможностью сохранить капитал. Третий вариант – инвестирование в коммерческую недвижимость и стрит-ритейл. Здесь разгон по суммам инвестирования – 5-15 млн рублей, а окупаемость – 8-12 лет. Но при работе с коммерческой недвижимостью надо помнить о планируемых налоговых изменениях, которые могут снизить прибыльность. Сейчас беспроигрышный вариант – сегментированные многофункциональные площади, когда вы покупаете оптом, а сдаете в розницу. Но планка вхождения здесь начинается от 40 млн рублей. Во всех указанных случаях инвесторами выступают физические лица».
Рекомендации
Владимир Нелюбов, и.о. управляющего филиала «Приволжский» Citibank Russia: «Кто-то агитирует за недвижимость, кто-то за акции, но мы забываем ключевой принцип инвестирования – диверсификацию. Иначе получается аналогично тому, как если отправиться в казино и поставить все на одну цифру. Сегодняшняя ситуация схожа с 2008 годом, когда возник конфликт с Южной Осетией. Тогда тоже был большой отток капитала из России, тоже говорили о санкциях. И тогда наши клиенты тоже старались выбирать консервативные инструменты вроде депозитов, облигаций, структурных продуктов. Но в то же время у нас есть опыт 2009-2010 гг., когда на акциях зарабатывали больше, чем на депозитах».
Геннадий Дементьев, управляющий ФКБ «Петрокоммерц» в Нижнем Новгороде: «У меня стойкое ощущение, что целесообразнее говорить не о том, как заработать, а как сохранить. Лично я прогнозирую рост ставок по кредитам, снижение продаж и объемов бизнеса в реальном секторе».
Вадим Хоруженко, директор нижегородского филиала ОАО «Банк «Санкт-Петербург» : «Следует понимать, в какой валюте происходят расходы. Если в рублях, то надо обращаться к продукту, связанному с рублями. Кроме того, обыватель, который не является профессионалом на валютном рынке, не может делать стратегические шаги. Поэтому с точки зрения хранения средств оптимальными для него будут российский рынок акций и недвижимости».
Источник фото -
При использовании информации активная ссылка на сайт www.banknn.ru обязательна.