С 24 января банки столкнутся с радикальным ужесточением контроля за соблюдением антиотмывочного законодательства. Им придется выявлять, какие реальные владельцы стоят за той или иной компанией-клиентом, за одно и то же нарушение банки смогут наказывать ЦБ, Росфинмониторинг и ФСФР, а штрафы (максимальный размер которых вырастет вдвое) придется платить не только банку и его руководителю, но и менеджерам среднего звена.
О том, что ждет банкиров после вступления в силу поправок в антиотмывочный закон и Кодекс об административных правонарушениях, на недавней встрече банкиров с руководством ЦБ рассказали замдиректора департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ Илья Ясинский и замдиректора юридического департамента ЦБ Алексей Гузнов.
Прежде всего революционным образом изменились требования к банкам по идентификации выгодоприобретателей при проведении клиентских операций, отмечает газета. «Теперь банкам нужно будет идентифицировать не только третью сторону по сделке, но и реальных владельцев бизнеса клиентов», — огласил трактовку нормы закона Банком России Ясинский.
Число контролеров за тем, как банки исполняют антиотмывочный закон, фактически утроилось. После вступления поправок в силу привлекать банки к ответственности сможет не только непосредственный регулятор в лице Центробанка, но также Росфинмониторинг и ФСФР (если банк — профучастник рынка ценных бумаг). «Таким образом, поскольку законодатель не предусмотрел распределения полномочий различных регуляторов в этой части, в теории за одно и то же нарушение банк может быть оштрафован трижды — разными ведомствами»,— пояснил Гузнов.
При этом если раньше у ЦБ было право штрафовать банки за нарушение антиотмывочного законодательства, то благодаря поправкам это стало его обязанностью. А перечень должностных лиц (кроме самого банка как юрлица), которые могут быть оштрафованы, существенно увеличился — по словам Гузнова, «от руководителя банка до лиц, ответственных за организацию финмониторинга на разных его этапах». Максимальный размер штрафов для работников банка вырос с 20 тыс. рублей до 50 тыс., для банка — с 500 тыс. до 1 млн. А персональная ответственность банкиров стала предусматривать дисквалификацию на срок от года до трех лет.
Целью столь серьезного изменения законодательства стало исполнение рекомендаций FATF (Межправительственная комиссия по борьбе с отмыванием денег) с тем, чтобы привести российскую практику в этой сфере в соответствие с международной, пояснили представители Банка России.
Результатом нововведений станет рост затрат банков на усиление кадровой и программной составляющей процесса финмониторинга, что совершенно не будет способствовать выходу банков из кризиса на фоне и без того снижающейся маржи, заявил газете глава службы финмониторинга банка из топ-30.
Источник: Коммерсант.