Текущее ослабление курса доллара - не глобальная девальвация, а только коррекция, заявил первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. Впрочем, прогнозировать колебания курсов валют нынче очень сложно, добавил он. Тем временем ряд экспертов считают, что "коррекция" доллара может затянуться на несколько лет
Нынешнее ослабление доллара США не стоит считать глобальной девальвацией. Это просто коррекция, заявил первый заместитель председателя ЦБ РФ Алексей Улюкаев на заседании комитета Госдумы по финансовому рынку.
Американская валюта в последние дни сдает на рынках позиции одну за другой. Кроме того, статус доллара как резервной также начинают слабеть. Однако не все эксперты верят в скорый конец "американца". Вполне оптимистичную позицию занимает первый зампред Банка России Алексей Улюкаев.
Официальный курс доллара США к российскому рублю на 21 октября достиг минимального значения c декабря прошлого года и составляет 29,1911 руб., на мировом рынке доллар достиг минимума за 14 месяцев. Однако российский регулятор считает текущее ослабление "американца" коррекцией. "То, что происходит, это не глобальная девальвация, а коррекция", - заявил А.Улюкаев, отметив, что связано это с тем, что инвесторы стали выходить из долларов из-за улучшения ситуации на мировых рынках и интереса к более рисковым активам.
А.Улюкаев пояснил, что во время острой фазы кризиса в конце 2008 - начале 2009 года инвесторы вкладывали средства в менее рискованные активы, в частности, в долларовые, преимущественно в американские казначейские облигации. И как только ситуация стала улучшаться, у инвесторов снова увеличился "аппетит к рискам".
В то же время, первый зампред ЦБ подчеркнул, что "в этой ситуации делать долгосрочные прогнозы курса доллара, евро, иены - очень сложная и рискованная задача".
Кроме того, по словам А.Улюкаева, Центробанк не видит оснований для существенного изменения структуры золотовалютных резервов (ЗВР). В целом структура валютных резервов РФ более или менее сбалансирована, сказал он, отвечая на вопрос депутатов , не планирует ли ЦБ менять структуру валютных резервов в связи со снижением курса доллара.
Первый зампред ЦБ также отметил, что инструменты инвестирования валютных резервов определяются не только доходностью, но и ликвидностью рынка, надежностью исполнения обязательств в этих валютах и структурой внешней торговли страны.
Напомним, что в конце сентября А.Улюкаев уже признавался, что в настоящее время сложно диверсифицировать вложения международных резервов в различные мировые валюты. "Реально валютные резервы России, к сожалению, не смогут быть существенно диверсифицированы. Мы включили швейцарский франк дополнительно, но емкость рынка не такова, чтобы проводить большой объем операций", - говорил он.
В принципе возможно вложение резервов в канадский или австралийский доллар и другие валюты, рассуждал А.Улюкаев. Но емкость рынка является ограничителем для практического использования политики валютного управления резервами, сказал тогда он.
Примерно в этом русле в октябре высказывался коллега А.Улюкаева - первый зампреда ЦБ Геннадий Меликьян. По словам последнего, "есть трезвое понимание того, что заменить доллар сегодня-завтра на что-то невозможно".
"Смерть доллара, на мой взгляд, сильно преувеличена", - отметил Г.Меликьян. Он подчеркнул, что какие бы проблемы ни испытывал доллар сейчас, он составляет "четверть мировой валюты (денежной массы) вообще". "Похоронить доллар невозможно", - сказал Г.Меликьян, оговорившись: "Пока еще". При этом он считает, что нужно поддерживать расширение корзины валют, используемых при расчетах в международной торговле.
Что касается международных аналитиков, то они все увереннее пророчат дальнейшее ослабление курса доллара США. К примеру, профессор экономики Гарвардского университета Ниалл Фергюсон считает, что в ближайшие 2-5 лет доллар подешевеет к евро еще на 20%, обновив исторический минимум котировок (на своем историческом "дне" доллар побывал 15 июля 2008 года, когда его курс падал по отношению к единой европейской валюте до $1,6038).