Рынок госдолга
США запретили участие в первичном размещении валютных бумаг РФ
Тема санкций, позабытая большинством участников рынка, неожиданно получила развитие: в связи с делом Скрипалей (предполагаемое использование химического оружия на территории Великобритании) президент США подписал указ о введении второго пакета санкций против РФ. Согласно документу CBW Act Directive, помимо прочего, с 26 августа “американским банкам” запрещается: 1) участвовать на первичном рынке нерублевых облигаций, выпущенных “сувереном РФ”; 2) предоставлять нерублевые займы “суверену РФ”. При этом, как указано в пояснениях Минфина США, под “американским банком” фактически подразумевается любая американская компания, осуществляющая какой-либо вид финансовой деятельности (компании, привлекающие депозиты, банки, сберегательные банки, трасты, брокеры или дилеры ценных бумаг, сырьевых фьючерсов/опционов, клиринговые компании, инвестиционные компании и т.п.) а также аффилированные с ними компании (включая отделения и представительства иностранных финансовых институтов на территории США, но не включая их отделения и представительства за пределами США). Под “сувереном РФ” имеется в виду любое министерство, агентство, суверенные фонды РФ, ЦБ РФ, ФНБ, Минфина.
Эти санкции создают определенные препятствия первичному размещению РФ облигаций, номинированных, прежде всего, в долларах (продать американским инвесторам бумаги получится лишь на вторичном рынке). Если аналогичные меры решат принять ЕС (а также Швейцария), то тогда ухудшатся и условия заимствований в евро (а также во франках). Хорошей новостью является то, что ограничения не распространяются на ОФЗ, сделки на вторичном рынке и облигации, выпущенные госкомпаниями. Поэтому в целом эти санкции фундаментально нейтральны для долгового рынка РФ (учитывая, что нет потребности во внешних заимствованиях) и курса рубля, ослабление которого на прошлой неделе было вызвано, главным образом, итогом заседания ФРС, а также очередной волной эскалации торгового конфликта между США и Китаем (это вызвано глобальным risk-off).
Экономика
Рецессия в России не так близко, как может показаться
Слабый старт экономики в 2019 г. активизировал дискуссию о возможном скатывании в рецессию (на днях, например, ее предсказали эксперты Института экономики роста им. Столыпина). Впрочем, мы полагаем, что до реализации такого сценария в этом году экономике далеко.
Упрощенно рецессией можно считать два квартала подряд отрицательных кв./кв. сезонно сглаженных темпов роста ВВП. По нашим оценкам, рецессии (-0,1% кв./кв. в 3 и 4 кв. 2019 г.) соответствует сценарий, где среднегодовой темп в 3-4 кв. составляет -0,1% г./г. (представлен на графике). Кстати говоря, даже если годовые темпы в 3-4 кв. 2019 г. опустятся до 0% г./г. рецессии в квартальных темпах все равно формально не случится.
Мы полагаем, что к концу года квартальные темпы роста с исключением сезонности, как минимум, должны остаться на том же уровне, что и сейчас (т.е. 0,3% кв./кв. – если использовать предварительную годовую оценку МЭР в 0,8% г./г. по итогам 2 кв. 2019 г.). Соответственно, минимальная оценка роста ВВП в 2019 г. не должна быть ниже 0,9% г./г. Наш базовый прогноз (1,2% г./г.) предполагает незначительное ускорение квартальных темпов в 4 кв. 2019 г. (с 0,3% кв./кв. до 0,4% кв./кв.) – в связи с возможным стартом расходов по реализации нацпроектов. Напомним, что, хотя долгосрочный эффект от нацпроектов невелик (+0,2…+0,3 п.п. к росту ВВП), из-за сильной задержки этих расходов в 1П 2019 г. влияние на экономику во 2П будет более заметным (к концу года, по заявлениям властей, финансирование должно ускориться и дойти до бюджетополучателей).